«С помощью ЕГЭ мы убиваем школу»

http://s54.radikal.ru/i146/1105/7a/421d5d92543d.jpg
Сегодня, 25 мая, для выпускников российских школ традиционно прозвенит последний звонок. В этом году, по данным министерства образования и науки, насчитывается более 700 тысяч 11-классников и почти миллион девятиклассников. Однако количество выпускников старших классов продолжает с каждым годом снижаться: для сравнения, в 2010 году школу закончили 950 тысяч человек. При этом министр образования Андрей Фурсенко заявил, что рост выпускников ожидается лишь в 2015-2016 годах, однако демографический спад в системе образования продлится до 2020 года. Только в 2009 году первый раз за 12 лет было зафиксировано увеличение набора первоклассников. А в 2010-2011 учебном году школы приняли 1,4 миллиона новых учеников, что на 200 тысяч больше, чем за предыдущий год, сообщает РИА «Новости».

Сегодня после торжественных мероприятий школьники отправятся на гуляния в парки, кафе, рестораны, клубы, теплоходы. Так, в Москве по традиции выпускники соберутся в парке имени Горького, на Манежной площади, Воробьевых горах, Поклонной горе и в Александровском саду. Так же, как обычно, родители и учителя обеспокоены тем, что праздник будет связан с чрезмерным употреблением алкогольных напитков, о чем свидетельствует ежегодная печальная статистика. В связи с этим психологи рекомендуют родителям заранее разузнать у выпускника, как и где он собирается провести свой последний звонок. При этом в чрезмерной опеке также нет необходимости: после торжественной линейки школьнику можно и нужно предоставить немного больше свободы, чем обычно.

Впрочем, расслабляться выпускникам еще очень рано: впереди их ожидает самое главное испытание — сдача ЕГЭ. Уже 27 мая состоятся экзамены по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ), биологии и литературе. 30 мая на очереди русский язык — обязательный предмет, на иностранные языки и химию старшеклассники придут 3 июня, второй обязательный ЕГЭ, математика, ждет школьников 6 июня, география и обществознание — 10 июня, а история и физика запланированы на 14 июня.

Ежегодный ЕГЭ в этом году ждут серьезные изменения по сравнению с предыдущими годами. Во-первых, внесены коррективы в задания контрольно-измерительных материалов, чего требовали педагоги. Так, по словам главы Рособрнадзора Любови Глебовой, в экзаменах по физике, географии и обществознанию сокращено количество тестов с кратким вариантом ответа и увеличено с развернутым. Между тем экзамены по математике, литературе, русскому и иностранным языкам будут оценивать специалисты из других регионов, пишет «Коммерсантъ». Во-вторых, с этого года становится обязательным присутствие на экзаменах общественных наблюдателей, которые, по мнению Глебовой, принесут больше конкретной пользы, передают Вести.Ru.

И, пожалуй, самое главное новшество — закреплено, что контрольно-измерительные материалы являются информацией повышенной секретности. «По отношению к ним действует административная и уголовная процедуры, связанные с установлением такого факта (утечка материалов ЕГЭ в Интернет — KM.RU) и привлечением к ответственности», - подчеркнула глава Рособрнадзора. При этом результаты экзамена аннулируются, а юридические лица ожидает штраф на сумму до 200 тысяч рублей, физические — от 5 тысяч рублей.

Однако не все так гладко с ЕГЭ. Рособрнадзор считает подозрительным увеличение числа «отличников» в кавказских регионах по результатам досрочной сдачи ЕГЭ с 20 по 30 апреля. Тогда финальные школьные испытания прошли 1,3 тысячи учеников, которые по уважительным причинам не могут сдавать экзамены в назначенные сроки (это спортсмены, призывники и др.).

Насторожили ведомство чересчур «высокие» баллы по ЕГЭ в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Ставропольском крае, Воронежской и Ростовской областях. Глебова подчеркнула, что рекордсменом стала Адыгея, где зафиксировано превышение по 9 предметам. Поэтому в основную волну сдачи экзаменов к этим регионам (некоторые уже не первый год показывают подобные результаты) будет приковано повышенное внимание. Кроме того, глава Рособрнадзора допустила возможность проведения там внеплановых проверок, которые могут стать основанием для пересмотра результатов. «Так и хочется сказать всем этим «фокусникам»: «Пожалейте своих детей – не надо «рисовать» им 100 баллов, которые приведут их туда, где они учиться просто не в состоянии», – заявила Глебова в интервью газете «Известия». Теперь, видимо, представители столичных и других ведущих вузов страны замерли в ожидании 100-балльных джигитов из аулов.

А как же оценивают ЕГЭ сами граждане России, которые непосредственно или дети которых проходят «огонь, воду и медные трубы» экзамена? Согласно опросу, проведенному «Левада-центр», 41% респондентов отрицательно относятся к поступлению в вузы на основе ЕГЭ, и с годами наблюдается лишь увеличение разделяющих эту точку зрения. Кроме того, отмечается рост числа тех, кто считает, что ЕГЭ гораздо хуже оценивает знания выпускников школ по сравнению с обычными экзаменами — такого мнения придерживаются 43% опрошенных (примечательно, что в 2004 году сторонников этой позиции было вдвое меньше).

Как видим, с годами увеличивается количество недовольных введением ЕГЭ, все большее число граждан России видит в экзамене лишь негативные стороны. Хотя еще на стадии эксперимента, в начале 2000-х годов, многие учителя, родители, эксперты крайне настороженно относились к нововведению и уже тогда предрекали возможные проблемы с ЕГЭ, не верили в обещанное снижение таким способом коррупции в сфере образования. Как видим, дальновидность их не подвела, а Минобрнауки остался глух к просьбам, замечаниям как самих учеников, так и непосредственных специалистов в области образования. Фурсенко и иже с ним продолжили «реформировать» систему образования, чем не только усугубили ситуацию, но и, по факту, развалили все, что было построено ранее. Как говорится, площадку расчистили, а уж строить — извините...

Многократно упрекаемый в непрофессионализме Фурсенко по-прежнему продолжает вести свою политику, а страдают от непродуманности его действий обычные школьники и студенты, которые и составляют будущее России. А нужно ли стране и куда ее приведет необразованное и упущенное поколение? Между тем богатые чиновники уже давно поняли бесперспективность российского образования и отправили своих деток (понятно, что за деньги и немалые) в престижные учебные заведения. В то же время наши «Ломоносовы» вынуждены «вариться» в общем котле, на себе ощущая все промахи Минобрнауки.

Своим мнением по поводу ЕГЭ с KM.RU поделился член Общественной палаты по образованию г. Москвы, председатель Совета директоров школ стран СНГ, доктор педагогических наук, профессор Яков Турбовской:

— Плохим учителям выгодна система ЕГЭ: учить не надо, а надо только натаскивать. Школа превратилась в место для сдачи экзаменов. Мы убиваем школу, которая должна формировать личность, учить доказывать, аргументировать, проявлять глубину своих знаний. Эти методы теперь уже переносятся и в первые, и в третьи, и в пятые классы. Неужели мы хотим, чтобы наши дети стали немыми и тупыми? Неужели цель школы сводится к подготовке сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз? Мы же в это превращаем учебный процесс.

Дело и в том, что разрушается российская культура образования, ведь отметка в условиях России, ее педагогической культуры была средством педагогического стимулирования учиться: учитель мог слабому ученику поставить пятерку, чтобы стимулировать его. Учитель понимал, кому ставить пятерку, а кому — тройку, потому что от отличника и способного ребенка надо требовать больше. В разных школах требовалось по-разному, потому что одного ученика сравнивали с другим, и по-другому учитель не может ставить отметок, он не в заоблачных высотах живет. Отметка становилась путеводительным рычагом, с помощью которого учитель помогал, а теперь просто констатация факта, а это убивает смысл слова «образовывать». Слово «образование» имеет два смысла: учить и образовывать личность. Мы же совсем забыли о том, какую личность мы хотим выпустить, насколько она способна к критическому осмыслению изучаемого материала, насколько интересна ее познавательная активность и глубока ее заинтересованность - ЕГЭ ничего из этого не фиксирует.

Если вы возьмете все отметки, полученные по ЕГЭ, и все, полученные без него, то вы увидите, что они одинаковые. Тогда какая разница: тройка по ЕГЭ или тройка в школе — и то и другое закрывает глаза на то, что ребенок не знает. При этом ЕГЭ стоит миллиарды долларов! Что же мы обманываем? Чем мы занимаемся? Европа жила в другой культуре, в других отношениях, у них правило есть правило, а мы живем по понятиям, а не по правилам.

Я разговаривал с одним губернатором, который мне сказал: «Наивные люди! Если эти данные публикуются, то неужели я позволю, чтобы моя область выглядела хуже, чем другие?». Мало того, когда сдается ЕГЭ в школе, ребенок сразу не знает результат. Потом подаются апелляции, которые на 40-50% удовлетворяются. Тогда какая эффективность? Я считаю, что надо вернуть подготовку учителя в пединституты, его же не готовят преподавать. Надо изменить содержание требований вуза и школы. На основании того, что в школе дается, поступить в вуз невозможно. Все равно нужны репетиторы. Теперь сами вузы стали репетиторами: они готовят к сдаче ЕГЭ. Теперь процедурой стало не то, что изучается, а то, как надо крестики и квадратики заполнять.

С точки зрения русской культуры, учитель как в строках: «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени». То есть учитель — это фигура, влияющая на воспитание ребенка, а не просто передающая знания. А мы превращаем его в человека, которому не доверяем поставить тройку. Нельзя же левой рукой разрушать, а правой пытаться исправлять то, что разрушили!

— Рособрнадзор заявил, что школьники в кавказском регионе получили подозрительно высокие баллы в досрочной сдаче ЕГЭ. Как вы оцениваете этот факт?

— Я хочу обратить внимание на то, что не замечает Рособрнадзор. Он заявляет, что ЕГЭ является объективной оценкой, а тут выясняется, что это совсем не объективная оценка, что в некоторых регионах что хотят, то и делают. Так зачем же мы это вводили? Значит теперь нам надо посылать надсмотрщиков над надсмотрщиками! Они сами не видят, что себя же раздевают, когда говорят, что необъективно выставляются отметки по ЕГЭ, а ранее говорили наоборот. Рособрнадзор не видит этого противоречия. Тогда пусть ведомство наберет своих инспекторов для каждого класса, где сдаются экзамены! Получается, что сам ЕГЭ не дает объективной оценки, так как его подводят люди. А так как это не осознается сразу, то мы топчем то, к чему стремимся: мы говорим о качестве, а приходим совсем к другим результатам. Мы сеем все большую коррупцию, разрушаем преподавательскую культуру, культуру формирования личности, ответственности за школы — и все это за огромные деньги!

Общество с самого начала не принимало ЕГЭ, но Минобрнауки все поломало через колено и заставило приказами. Сейчас собираются принимать закон «Об образовании», который получил 11 тысяч замечаний. Вдумайтесь в это! Министр вынужден был признать, что это «сырой» документ, который нельзя внедрять, но при этом было сказано, что мы над ним поработаем. Как можно совершенствовать документ, получивший 11 тысяч замечаний? Проблема упирается в культуру принятия судьбоносных документов, без широкого обсуждения. Общество ставят перед фактом и говорят: «Внесите изменения — мы улучшим». Почему ни один документ, выходящий из Минобрнауки, не имеет авторской фамилии, чтобы мы понимали, кто написал это? Надо широко ставить проблему и понимать, что за ней скрывается стиль, культура, традиции, администрирование.

Кроме того, теперь появилась такая группа людей, которая овладела техникой сдачи ЕГЭ, и начала на этом зарабатывать, появилось огромное количество книжек и рекомендаций по ЕГЭ — промышленность стала зарабатывать на этом деньги. Разве люди теперь от этого откажутся?

Сейчас опять поднялась волна протеста против ЕГЭ. Вспомните, когда за месяц до экзаменов они ввели новые экзамены. Тогда президент нашей страны публично сказал министру образования: «Что же вы делаете? Вы же заставляете бунтовать все общество!». Наше Минобрнауки дошло до того, что превращает педагогические проблемы в политические. До этого президент еще более резко высказался: «Как вы можете принимать такие невзвешенные решения?». Любой человек, услышавший такую оценку результатов своей работы и увидевший такие результаты в обществе, подал бы в отставку, но ничего не делается. Грешат и каются, каются и грешат.

Источник: KMnews
Елена Колебакина