В Рунете завелся чистильшик: из "Вконтакте" уже удалено 1 млн пиратских копий фильмов
В Рунете заработал профессиональный сервис, предлагающий правообладателям услуги по автоматизированному поиску и удалению пиратского контента.
Сервис Websheriff, принадлежащий компании "Икс-медиа", объявил о выходе на рынок профессионального поиска и удаления пиратского видеоконтента в интересах правообладателей. Это одна из первых попыток монетизировать автоматизированный мониторинг "пиратки" в Рунете.
Как рассказал CNews руководитель проекта Владимир Набатов, Websheriff был создан в компании "Икс-медиа" для собственных нужд: компания с 2004 г. владеет онлайн-магазином видео Getmovies, и в этом качестве ощущает потери от повсеместного распространения пиратского видео.
Программная платформа Websheriff сильно упростила традиционные методы поиска "пиратки" с помощью поисковика и визуального осмотра видеосайтов. Как рассказывает Владимир Набатов, система способна автоматически выявлять загруженное пиратское видео в социальных сетях ("Вконтакте", "Мой мир") и на видеохостингах (Rutube, "Яндекс.Видео") с помощью нескольких критериев: длительности видеоролика, его названия, скриншота с обложки ролика и нескольких других, от рассказа о которых Набатов воздержался. Перед началом автоматической работы сервис требует обучения оператором-человеком. Для мониторинга нелицензионных раздач на торрент-трекерах требуется участие человека.
Услугами Websheriff, по словам его руководителя, пользуются не менее пяти крупных правообладателей контента: "Союз-Видео", "Парадиз", "Смешарики", "Монолит" и "Люксор". В их интересах сервис защищает "более 80" наименований видео, и мониторит "около сотни" видеоплощадок и торрент-трекеров, включая "Вконтакте", Rutube, "Мой мир", "Яндекс.Видео" и Rutracker.org. Примерно на 10 из них сервис имеет права модерации.
По уверению Владимира Набатова, самой крупной пиратской площадкой Рунета является соцсеть "Вконтакте". С тех пор, как в середине октября Websheriff получил в этой соцсети права модератора, им было удалено около 1 млн нелицензионных единиц видеоконтента, включая копии. В пиковые дни после премьеры свежего контента число удалений достигает 30-40 тыс. в день.
Клоны, создаваемые пользователями "Вконтакте" при попытке "скопировать понравившийся ролик к себе в альбом", правообладатели называют "наиболее утомительной" частью процесса модерации. Как говорит Набатов, Websheriff способен выявлять и удалять и ролики-оригиналы, и их клоны единым пакетом.
Руководитель Websheriff отказался рассказать о размере выручки своего сервиса и не сообщил, когда ожидает его выхода на окупаемость и не сообщил размера гонораров, получаемых от правообладателей. Сейчас заработанные деньги инвестируются в развитие программной платформы, добавил он.
Websheriff - не первая отечественная разработка, предназначенная для автоматического мониторинга пиратского контента. В 2009 г. стало широко известно о проекте Licenzero.
Этот сервис, созданный основателями Rutube Олегом Волобуевым и Михаилом Паулкиным, предназначен для полностью автоматического мониторинга видеохостингов с целью поиска размещенного там пиратского видео. Будучи установленным на видеохостинге, продукт Licenzero способен самостоятельно блокировать загрузку известного ему нелегального контента. По словам разработчиков, в таком режиме технология с 2007 г. использовалась на Rutube.
На сайте Licenzero содержится упоминание о 21 правообладателе, чей контент компания ищет на 9 видеоплощадках, однако Олег Волобуев, гендиректор компании Inventos, которой принадлежит сервис Licenzero, рассказал CNews, что Licenzero не имеет письменных договоренностей с правообладателями о поиске пиратского контента и не обладает правами модератора на видеохостингах.
Согласно его опыту, ни правообладателям, ни видеохостингам услуги автоматического мониторинга Рунета оказались не слишком интересны. Видеохостинги опасаются массированной чистки своего контента, а правообладатели занимают, как правило, одну из двух позиций. Они либо понимают, что при нынешнем размахе видеопиратства в Рунете не смогут получить с видеоплощадок должной компенсации, либо их российским представителям для отчетов о противостоянии пиратам вполне достаточно юридических агентств, которые разыскивают нарушителей авторского права текстовым поиском на "Яндексе". Волобуев говорит, что несколько больший интерес к работе его компании проявили музыкальные лейблы.
Владислав Мещеряков, CNews